inkogniton: (хм...)
[personal profile] inkogniton
Способность чада хватать на лету информацию и молниеносно её перерабатывать, удивляет меня всякий раз заново.

-- В какого бога ты веришь? -- серьёзно интересуется чадо у Н.
-- В каком смысле? -- переспрашивает Н.
-- Ну, вот к примеру, я и мама -- мы верим в израильского бога, -- серьёзно сообщает чадо.
-- А что это значит? -- я не вижу их лица, но легко представляю серьёзное лицо Н.
-- Ну, это значит, к примеру, что бог сказал есть кошерную еду и мы едим кошерную еду, -- серьёзно сообщает чадо.
-- А почему бог сказал есть кошерную еду? -- терпеливо допытывается Н.
-- Потому что раньше не было холодильников, -- терпеливо объясняет чадо.
-- Ну и что, что не было, при чём тут холодильники?
-- Как это при чём? -- удивлённо тянет чадо, а я, которая тихо подслушивает из другой комнаты, вспоминаю как чадо стреляла в меня этими вопросами буквально недавно, и я пыталась, как могла, подвести рациональную основу. -- Ведь свинина же очень быстро портится, -- сообщает чадо серьёзно, -- а если есть испорченное, то заболеешь и умрёшь.

Они уходят и я не слышу конца разговора, но не сомневаюсь, что чадо построит логическую цепочку до конца.

*******

Говорят, в Англии всё прекрасно, за исключением медицины и образования. С медициной я пока не сталкивалась, а вот с образованием здесь действительно нелады.

Чадо -- ходячий калькулятор. Мы гуляем и играем: складываем, отнимаем, умножаем и делим. Что-то ей удаётся быстрее, что-то медленнее. Я не тороплю -- все расчёты чадо делает в уме, серьёзно шевелит губами, что-то считает, пересчитывает и выдаёт ответ. В эту игру мы играем очень давно -- как минимум, год.

Но однажды, после одного из уроков, калькулятор сообщил мне, что больше так не будет.

-- Мама, -- серьёзно сообщила мне чадо, -- я не могу так считать. Мне надо переодеться, сесть за стол, разложить таблицу, посмотреть в неё, и только после этого я тебе скажу ответ.
-- Какую таблицу? -- еле выдыхаю я, ошалело переваривая информацию.
-- Нам в школе дали, сейчас объясню. Там, -- терпеливо объясняет мне она, -- числа от одного до ста. Записаны в строчки. И вот, к примеру, если я хочу прибавить десять, то тогда мне надо посмотреть на строчку вниз. Если хочу отнять десять -- на строчку наверх. Если прибавить один -- надо смотреть на клеточку справа, а если отнять один -- слева. Поняла, мама?
-- Ничего не поняла, -- расстроенно смотрю я на неё, -- какая таблица? Какие клеточки? Ты же в уме всё можешь делать. У тебя же голова есть, для чего тебе таблица? -- я говорю быстро и несколько растерянно, всё пытаясь понять как же исправить сломанную функцию.
-- Мама, -- важно останавливается чадо и смотрит мне прямо в глаза, -- голова не нужна, понимаешь, теперь нужна таблица.

Мы медленно идём и обсуждаем данный тезис. Мы обсуждаем долго, с примерами. Чадо слушает внимательно.

-- Ладно, мама, я согласна, -- после долгого обсуждения кивает мне она, -- голова, конечно, лучше. Но тогда ты мне скажи -- что мне делать с таблицей? Выбросить что ли?

Я молчу и думаю о том, что впервые в жизни мне не хватает ритуала публичного сожжения. Ух, я бы эту таблицу. Но нельзя. Непедагогично.

*******

Иногда меня очень радует, что чадо пока не очень хорошо понимает английский.

-- У вас гениальный ребёнок! -- восторженно сообщает мне учительница, -- гениальный! Она всё ловит на лету, она умеет считать, складывать, умножать и не только до ста, а даже больше! Но и это не всё! -- восторженно хватает она меня за рукав и говорит, переходя на интимный шёпот, -- она знает три языка! Три! У нас большинство детей вообще не знают, что есть ещё какие-то языки на земле, кроме английского, а она говорит на трёх! Гениальный ребёнок!

Я смущённо молчу и улыбаюсь. Я вспоминаю давний разговор с одной знакомой. Радио громко кормило нас песней о барби, а я рассказала, думая, что насмешу

-- Представляешь, -- засмеялась я, -- компания Барби подала в суд на эту группу. Что они, мол, порочат хорошее имя Барби.
-- Вот дураки, -- рассмеялась она, -- какой же ребёнок знает английский?!
-- Американский, к примеру, -- растерянно ответила я.
-- Американский, точно! -- засмеялась она и продолжила, -- да сколько этих американских детей есть вообще? Нет, точно дураки.

Мы выходим из школы и чадо тянет меня за руку

-- Мама, что сказала учительница? Ну что? Она сказала, что я молодец? -- чадо смотрит, нетерпеливо дёргает меня за руку и улыбается.
-- Да, дорогая, -- аккуратно отвечаю я, -- она сказала, что ты большая молодец. И, что если ты будешь и дальше так учиться, то будешь просто огромная молодец!
-- Огромная?! -- чадо смешно надувает щёки, выпячивает живот и широко раскидывает руки, -- вот такая огромная?
-- Даже больше, -- уверяю её я, и мы дружно смеёмся.

Date: 2017-02-05 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
И как решился вопрос с таблицей? Волнуюсь.

Date: 2017-02-05 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Лежит в уголке стола (нельзя её просто так выбрасывать, мама, ради неё дерево убили, пусть лежит).

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2017-02-05 06:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-05 06:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-05 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
Наших детей в праймари учили, что 3+4*5 будет 35. Когда они говорили, что будет 23, им снижали оценки за тесты. Это называлась "русская математика и английская математика". В секондари выяснилось, что папа (тоже профессор математики в университете) все же прав (сюрприз сюрприз) и есть только одна математика, та, где есть порядок действий; но сколько крови это нам стоило - страшно вспомнить. Вообще школа - это самое страшное, что может случиться с человеком.

Что касается медицины, то нам повезло не болеть ничем таким впечатляющим. Все прочее (ну, что не требует немедленной доставки на скорой в больницу) лечится ибупрофеном и известным советом grin and bear. Штифт в ногу старшему, например, вставили без проблем (сломал на физкультуре, одна кость вдребезги, вторая просто перелом); через три месяца уже катался на горных лыжах. ну там болело после того год или даже больше - но он по-спартански не жаловался, не полагается. Сейчас вроде зажило все. В общем, желаю не болеть.

Date: 2017-02-05 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Оооо, Ваша первая история мне напомнила как мой брат принёс маме (химик, кандидат) весть из школы, что вода -- простое вещество. И сколько сил и терпения стоило маме объяснить, что учительница, наверное, просто ошиблась. Оговорилась. Недавно разговаривали и мама говорит -- ну не могла же я сказать ему что я действительно думаю об этой учительнице. Вот так и Ваш рассказ.

Ну да, про это мы наслышаны. Стараемся быть здоровыми, раз уж богатыми не получается.

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2017-02-05 11:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-05 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/ok_/
История про таблицу напомнила:

"Сыну в школе дали домашнее задание, где, среди прочего, был вопрос "как связаны буква 'А' и бык?"

Рассказал ему про финикийский алфавит, как первую фонетическую письменность. Что там была буква "алеф", очень похожая на нашу современную "А", и что слово "алеф" означало "бык". Что, возможно, букву так назвали, потому что если развернуть ее, то она похожа на морду быка с рогами.

Еще очень радовался, что детям во втором классе такие вещи рассказывают.

Учительница поставила ребенку двойку, заявив, что он фантазировал в домашнем задании. А правильный ответ: если к слову "бык" добавить "а", получится родительный падеж.

Я не планировал в таком раннем возрасте рассказывать сыну, что половина окружающих людей - идиоты, но, видимо, придется :-)"

Date: 2017-02-05 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
И вот тут я ржу как сумасшедшая, так как у меня первая мысль тоже про финикийский и быка. Всё, меня в утиль. Как я ржу!

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/ok_/ - Date: 2017-02-05 07:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irbisa.livejournal.com - Date: 2017-02-06 02:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-06 09:29 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-05 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] sorokin-anonym.livejournal.com
"голова не нужна, понимаешь, теперь нужна таблица" - о да. Вы даже не представляете, сколько раз мы это проходили и как это задолбало. Началось с того, что в подготовишке (6 лет) моего ребенка "разучили" читать и писать (про преподавание всех трех положенных языков, включая русский, в началке я вообще могу только матом, при том, что учителя были хорошими). Потом полтора года была история о математике на тему "плюрализм в одной голове - шизофрения": очень хорошая математичка возраста за 50 объясняла нам на собрании: "вы не беспокойтесь, мы сперва выучим сложение-вычитание по этой методике, так как мы обязаны, напишем все полагающиеся контрольные (которые теперь школы хранят у себя и предъявляют проверяльщикам), а потом я их быстро научу складывать-вычитать по-нормальному". И конца-краю этому методически-программному маразму не видать.. Не знаю, как в Британии, но у нас гос.методики и сопровождающие их учебные материалы - это неслабое бабло, за что все и страдаем.

Date: 2017-02-05 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Боже, Вы прекрасны -- перечитываю "плюрализм в одной голове - шизофрения" и хохочу так, что сейчас, кажется, напугаю всю округу.

Ну, я надеюсь, что пока мы всё-таки являемся относительными авторитетами и чадо пока верит в то, что если мы что-то уверенно говорим, оно, скорее всего, правда. На том и выезжаем. Нет, тут дело, думаю, не в этом. Тут действительно слабые школы -- даже те, которые будто сильные. Про те, которые официально слабые, я даже думать не хочу. Но они стараются подладиться под мои просьбы. Я не требую, я смущённо опускаю глаза долу и прошу. Вроде работает.

(no subject)

From: [identity profile] sorokin-anonym.livejournal.com - Date: 2017-02-05 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-05 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sorokin-anonym.livejournal.com - Date: 2017-02-05 07:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-05 09:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-05 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] melisyonok.livejournal.com
спасибо вам за ваши чудесные зарисовки, любимое чтиво под чашечку кофе или чая)

Date: 2017-02-05 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Вам спасибо!

Date: 2017-02-05 07:52 pm (UTC)
From: (Anonymous)
" Ведь свинина же очень быстро портится"

Рамбам, кажется, не согласен.

Date: 2017-02-05 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Анонимный коммент мой.

Date: 2017-02-05 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Хех, так я и не бралась давать верную и единственную интерпретацию (тем более, что её нет). Я на отвечала на вопросы из серии почему. Причём, начинала с "ну, я точно не знаю, но могу предположить, что". И далее. Я за теологию не отвечаю -- не в моей компетенции.

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2017-02-05 08:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-05 08:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valerisha.livejournal.com - Date: 2017-02-07 05:21 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-05 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] h-yuash.livejournal.com
ох да, это очень печальная проблема..

Про языки смешно. Я хочу сказать, учительница ведь наверняка слышит, что вы - не местная, и должна понимать, что ребенок знает еще как минимум язык родителей..

Date: 2017-02-05 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Слышит, конечно, но всё равно её это восхищает.

(no subject)

From: [identity profile] h-yuash.livejournal.com - Date: 2017-02-05 08:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-05 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Вы все там огромные молодцы.
А холодильники в Моисеевы времена всё-таки были. Хотя еще и не у всех.
Вон у египтян их тут-он-хамоны лежали в пирамидах - и не портились.

Date: 2017-02-05 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Ну, не огромные пока, так себе молодцы, очень приблизительные (как вот начну жаловаться, что дом никак не находится, все у меня тут чечётку плясать будете! ещё и миллион попрошу -- как Паниковский у Корейко). А там-он-хамон не считается, он весь наформалиненный -- ядовитый вообще.

(no subject)

From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com - Date: 2017-02-05 10:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-05 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksandrsp.livejournal.com
Почему нельзя есть свинину для меня тоже вопрос и поэтому я её ем
Может когда будет ответ - перестану, но я очень сомневаюсь

По вопросу учёбы - это засада, Мир
Задача не решалась и меньшая пришла за помощью. Я ей рассказал, как бы я решил, но понимая уже, что "могут быть варианты" открыл учебник и объяснил то, что предлагалось там. Дочь решила двумя способами
Я не знаю, что ей сказала эта идиотка (ребёнок это не прочтёт, да она уже и не ребёнок и поэтому можно называть вещи своими именами ) но поставила двойку и предложила приходить на дополнительные занятия. Дочь заявила, что не нуждается в её дополнительных занятиях, так как ходит в специальную дополнительную математическую школу. Ко мне она больше ни с какими математическими и другими школьными вопросами больше не обращалась.
На родительских собраниях нам тоже всё время пели какая она гениальная. В конце года выяснилось, что эта учительница оставила её на второй год по своему предмету, но это нормально, отлично и гениально тоже. Когда я пришёл к этой горе-учительнице, оказалось, что учебником пользоваться не надо, самим думать не надо - надо и можно использовать только тот метод, который даёт учительница. Точка. Меня еле удержали от серьёзных разборок с этой дурой, о чём до сих пор жалею

Date: 2017-02-06 12:17 am (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Хех, меня не запугаешь. Я сама училась достаточно долго в очень плохой школе. И нет, я не говорю, что чадо тоже сдюжит, но я говорю, что мы тут не гирлянды же.

Date: 2017-02-06 12:28 am (UTC)
From: [identity profile] andreglinsky.livejournal.com
Все нормально.
В Англии прекрасное образование, наверно лучшее в мире. Но! В частных колледжах и университетах.
Обычное английское образование для быдла. И не более того. Нет денег - или смирись, или учись вне школы.

Date: 2017-02-06 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Здравствуйте, добро пожаловать! Нет, к сожалению, Вы ошибаетесь. Вполне возможно, что это было так лет эдак много назад. Но уже много лет образование здесь, включая частные школы (которые, в большинстве своём, хуже многих государственных), увы и ах -- совсем не блещут. Остался престиж. Знаний же практически нет. Впрочем, каждому своё. С точки зрения престижа, тут, наверное, многие школы многим другим большую фору дадут.

(А уж про университеты даже не начинайте. Я работаю в одном из этих частных университетов. И вижу студентов. Которых очень люблю, у меня относительно сильные студенты. Но увы и ах. И больше, пожалуй, говорить не буду.)
Edited Date: 2017-02-06 12:37 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] andreglinsky.livejournal.com - Date: 2017-02-06 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-06 08:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreglinsky.livejournal.com - Date: 2017-02-06 08:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-06 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-06 09:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreglinsky.livejournal.com - Date: 2017-02-06 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com - Date: 2017-02-06 10:26 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-06 12:32 am (UTC)
From: [identity profile] domohozjayka.livejournal.com
В сентябре 1986 года ребенок пришел из школы и с большим удивлением сообщил мне, что "они там складывают не числа, а звездочки и кружочки".
- Хорошо. Числа складывать ты уже умеешь, теперь научишься складывать звездочки и кружочки. Может, и пригодится когда...
Edited Date: 2017-02-06 12:33 am (UTC)

Date: 2017-02-06 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Здравствуйте, добро пожаловать! И вот сейчас я, кажется, разбудила всю округу своим хохотом. Какой изумительный ответ -- и, главное, совершенно точный.

Date: 2017-02-06 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] valerisha.livejournal.com
>Я молчу и думаю о том, что впервые в жизни мне не хватает ритуала публичного сожжения. Ух, я бы эту таблицу. Но нельзя. Непедагогично.<
Педагогично, очень даже педагогично.
В Канаде, кстати, по этим же причинам набирает силу Homeschooling. И я вам очень серьёзно советую рассмотреть этот вариант. Моя жена занимается математикой дома с детьми - жертвами местного образования. Она не любительница писать в интернетах, но я могу её попросить дать вам емайл. Для обмена опытом. Скажем ребёнок в восьмом классе, который не знает дробей - это абсолютно нормальное явление. Или девочка в шестом, которая не умеет складывать. И отметьте, они не дебилы, им просто не объяснили.

Date: 2017-02-06 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Да я знаю. Нет, пока мы точно не хотим домашнее образование. Это, в общем и целом, достаточно хорошая школа. Посмотрим, что будет дальше.

А про дроби -- это спокон веков, видимо, так. И, кажется, во всех странах. (и немедленно вспоминается история про Березина).

(no subject)

From: [identity profile] valerisha.livejournal.com - Date: 2017-02-07 05:27 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-06 03:42 am (UTC)
From: [identity profile] dir-for-live.livejournal.com
Дети - это одно огромное счастье :-)

Date: 2017-02-06 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Совершенно точно. И счастье, и расстройства, и огорчение, и изумление -- всё на свете.

Date: 2017-02-06 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] barsa-carta.livejournal.com
у меня Мишка уже пятый раз в своей жизни учит английские буквы... школьная система образования рассчитана на очень, очень слабого ребёнка...

Date: 2017-02-06 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Вот дома мы точно знали в какую школу отдавать, мы специально тогда поселились рядом с ней (кто ж знал, что так получится). Не все школы так, но много, я согласна.

(no subject)

From: [identity profile] h-yuash.livejournal.com - Date: 2017-02-06 11:44 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-06 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] kaziboha.livejournal.com
-- А почему бог сказал есть кошерную еду? -- терпеливо допытывается Н.
-- Потому что раньше не было холодильников, -- терпеливо объясняет чадо.
-- Ну и что, что не было, при чём тут холодильники?
-- Как это при чём? -- удивлённо тянет чадо, а я, которая тихо подслушивает из другой комнаты, вспоминаю как чадо стреляла в меня этими вопросами буквально недавно, и я пыталась, как могла, подвести рациональную основу. -- Ведь свинина же очень быстро портится, -- сообщает чадо серьёзно, -- а если есть испорченное, то заболеешь и умрёшь.


Надо было рассказать богу про хамон! )))

Date: 2017-02-06 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Какой прекрасный комментарий!!! Спасибо!

Date: 2017-02-06 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] lolka-gr.livejournal.com
Жаль, если школа загубит такое чудесное мыщление и восприятие

Date: 2017-02-06 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] inkogniton.livejournal.com
Ну, надеюсь, что мы всё-таки чего-то стоим. Плююсь, чтобы не случилось.

Profile

inkogniton: (Default)
inkogniton

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
2324 2526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 21st, 2017 05:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios